понедельник, 31 мая 2021 г.

Валентина Осеева "Васёк Трубачёв и его товарищи"

Читательский марафон "Отличная книга". Этот замечательный марафон чтения еще в начале учебного года объявила Ольга 
Николаевна Голубева, автор блога "Пишичитай".
На последнем этапе и я присоединилась к дружной команде "марафонцев"! Просто не смогла остаться в стороне. Да и тема - одна из любимых: "Школьные годы чудесные" (книги о школе и о школьниках).

В мае ребята нашего класса впервые прочитали первую книгу трилогии Валентины Осеевой "Васёк Трубачёв и его товарищи". Я же с удовольствием перечитывала любимую с детства повесть.
Во время чтения удивлялась: как хорошо автор знает ребячий характер, тонко чувствует душевные переживания мальчишек и девчонок! Оказывается, молодая Валентина Осеева много лет работала педагогом и воспитателем в детских коммунах и приёмниках для беспризорных детей. А во время эвакуации в годы Великой Отечественной войны - воспитательницей в детском саду в одном из сёл Башкирской АССР.
Действие первой части повести начинается перед новым 1941 годом. Новогодние хлопоты отряда 4"Б" класса сменяются интереснейшими событиями: в класс приходит новый учитель Сергей Николаевич. Он сразу заслуживает уважение и покоряет сердца мальчишек и девчонок. Личность учителя, его авторитет, замечательные черты характера - основная линия, проходящая через всю книгу.
Васёк Трубачёв - рыжий командир отряда. Этот мальчуган с огненным чубом сумел заслужить любовь и уважение и своих одноклассников, и взрослых героев книги. Много событий произошло в конце зимы и с приходом весны. И загадочная ситуация с исчезновением мела. И продолжительная ссора двух закадычных друзей - Васька Трубачёва и Саши Булгакова. Эту ссору переживал весь отряд. И странная ситуация со статьёй в школьной стенгазете. И раскрытие тайны загадочных букв Р.М.З.С.
В книге мы переживаем за ребят, радуемся их успехам, удивляемся их нравственным качествам. Знакомимся с семьями ребят, их родителями, братьями и сёстрами.
Заканчивается учебный год в подмосковной школе. Ребята 4"Б" класса отправляются в поход. Дружба и взаимопонимание, отличная работа командира отряда, Васька Трубачёва, позволила ребятам первым выполнить походное задание! Награда - летняя поездка на Украину!
Вторая часть книги разворачивается на Украине. Ребят, как родных, приняли земляки учителя. Читая первые главы, удивляешься и восхищаешься богатствам Украинской земли. А как работали люди! Как они безмерно любили свою родную землю, друг друга! Отряд Трубачёва помогал колхозникам в поле, на ферме. Ребята познакомились и подружились с сельскими мальчишками и девчонками.
Снова увлекательный поход! Уже по живописным местам Украины. Прохладные реки, зеленые луга, величественные леса. Палатки, костер, ребячьи разговоры, игры, смех. 
Ночное дежурство... Тревожный гул самолётов... Зарево над лесом... Разведка "знаменитых следопытов"... И страшная весть: "Война!"
Теперь жизнь отряда Трубачёва проходит в суровых условиях войны. Ребята расстаются с любимым учителем, отправившимся с частью ребят в Москву. Они теряют вожатого Митю, сражающегося теперь в партизанском отряде. Ваську Трубачёву приходится брать на себя ответственность и заботу о ребятах. В тяжелейших условиях, когда враги заняли село, отряд Трубачёва проявил все свои лучшие качества: взаимовыручку, дружбу, бесконечное доверие и заботу друг о друге. Ребят ждали страшные испытания, которые они с честью преодолели.

Как бы хотелось, чтобы ребята, которые прочитали эту замечательную книгу, учились так же дружить, прощать, любить свою школу, свою родную землю, своих близких!

В заключении. В книге красной нитью проходит личность Сталина: для детей тех времён он - великий вождь, рулевой, "батька Сталин". Но это не злит, не раздражает меня, как читателя. По-моему, этот человек - неотъемлемая часть жизни людей того времени. С его именем дети совершали героические поступки, мечтали увидеть его на первомайской демонстрации на трибуне мавзолея, с уважением и даже любовью вглядывались в "добрые глаза Иосифа Виссарионовича" на портрете. 

Отзыв написан с огромным уважением к поколению детей Великой Отечественной войны.

12 комментариев:

  1. Здравствуйте, Татьяна Николаевна! В рамках марафона Ольги Николаевны в мае я читала книги по другой теме - "Читаем детективы". У меня два поста, посвященные этой теме.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна.
      Детективы я тоже люблю. Но в этот раз вместе со своими учениками с удовольствием перечитывала книгу о школьниках и о школе.

      Удалить
  2. Добрый вечер, Татьяна Николаевна! Спасибо за пост. С Вашего разрешения познакомлю своих учеников с отзывом о прочитанной книге.
    Вы читаете детскую книгу коллективно или индивидуально, а потом обсуждение в классе? Раздумывала о такой форме организации внеклассного чтения.
    Чтение детских книг в рамках акции "Читаем детям о войне" у нас проходит интересно. Равнодушных читателей не остаётся в классе. Хочется, чтобы внеклассное чтение было в удовольствие.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Петровна! Спасибо Вам за дружбу, за внимание к статьям блога! Буду рада, если Ваши ребята заинтересуются книгой!
      Ребята читают предложенные мною книги индивидуально, дома. Часто это семейное чтение. Это радует! Потом мы обсуждаем на уроке после недельного чтения. И еще проводим игры-викторины на самого внимательного читателя. Ребята получают дополнительные баллы. По результатам чтения есть прекрасная возможность получить дополнительную "5"!
      Я читала об участии Ваших ребят в акции "Читаем детям о войне". Молодцы! Книги о войне нельзя читать без эмоций! Вы правы!
      Очень хочется, чтобы ребята полюбили книги и чтение! Будем продолжать над этим работать!

      Удалить
    2. Добрый день, Татьяна Николаевна! В блоге вашего класса я прочитала о летнем лагере на ЯНДЕКС.Учебнике. В своём кабинете учителя не нашла такой информации. Сообщений мне не приходило. Подскажите, пожалуйста, где можно увидеть эту информацию?

      Удалить
    3. Здравствуйте, Татьяна Петровна!
      Сообщение о летнем лагере для учеников в ЯУ было на почте 24 мая. Я задала вопрос, как отследить работу учеников. Ответили, что учитель не сможет этого увидеть. А жаль!

      Удалить
    4. Добрый день, Татьяна Николаевна! Сейчас вышла из кабинета ученика и познакомилась с заданиями ЛЕТНЕГО лагеря. Уже открыты 2 смены по 7 карточек. На мой взгляд, задания интересные и полезные.

      Удалить
    5. Здравствуйте, Татьяна Петровна! Отличная идея! Зайду, как ученик и посмотрю задания! Спасибо!
      Жаль, что нельзя отследить, кто выполняет задания и как!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Татьяна Николаевна! Эту замечательную книгу помню с детства! Спасибо Вам за отзыв!
    А я прочитала в рамках марафона книгу "Класс коррекции" - о современных проблемах т.н. инклюзивного образования, трудная книга, но эта тема автором поднята, много подмечено и как-то нужно решать эти проблемы...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна!
      Спасибо Вам за внимание! Книга и мною любима с детства.
      Вы прочли книгу на очень актуальную тему. Таких деток сейчас очень много. Работа с ними требует от педагога особых знаний. Нужно обладать определенными чертами характера. Вы - молодец! Не каждый осилит книгу на подобную тему!

      Удалить
  4. Татьяна Николаевна, здравствуйте!
    Вы большая умница! Буквально в последний вагон прыгнули и такой отзыв написали!
    Спасибо Вам огромное!
    Об Осеевой и её книгах говорила со своими пятиклассниками на уроках родной (русской) литературы. Всего лишь один пятиклассник из 60 моих учеников знает о книге "Васёк Трубачёв". Мне было грустно. Радостно всё же - Ваши ученики точно знают эту добрую повесть.
    Спасибо за отзыв!
    И очень надеюсь на Ваше участие в следующем марафоне. Приходите вместе с детьми! Ведь читать ИНТЕРЕСНО!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Спасибо Вам за добрые слова! Очень рада, что успела написать отзыв! Не могла не написать!
      Мои третьеклассники читали книгу вместе с родителями. И они сознавались, что тоже читают книгу впервые! Было очень приятно слышать добрые отзывы и ребят, и родителей.
      Постараемся всем классом принять участие в Вашем марафоне! Читать ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО!

      Удалить

Как оставить комментарий:
- в окошке комментария напишите то, что хотели
- нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
- выберите Имя/URL
- наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой
- нажмите "Продолжить"
- нажмите "Публикация"